Вокруг света за 30 минут

Вокруг света за 30 минутАрхитекторы B.Данилин, В.Лежакин, фото Д.Лившица.
Продуманная точечная подсветка ниш превращает лаконичные по форме предметы не просто в цветовые и стилевые акценты, но также в изысканные экспонаты Вокруг света за 30 минутЭлектрическая лампа накаливания Т.А.Эдисона и электрическая лампа накаливания В.Нернста Вокруг света за 30 минутЭлектрическая лампа накаливания А.Н.Лодыгина Вокруг света за 30 минутЭлектрическая лампа накаливания А.Н.Лодыгина и В.Ф.Дитрихсона Вокруг света за 30 минутАрхитектор А.Деева, фото Г.Шабловского.
Дополнительный эффект от подсвеченного карниза выгодно показывает фактуру ткани гардин и добавляет дневного света даже в пасмурные дни Вокруг света за 30 минутАрхитекторы В.Челноков, Г.Маров, В.Стариков, фото М.Степанова.
Жесткие пятна «хай-тековского» света смягчаются ровным фоновым светом, созданным точечными потолочными светильниками Вокруг света за 30 минутАрхитектор А.Давлетбаева, фото Д.Щигловского.
Уютная ниша с подсвеченным зеркалом и двумя настенными светильниками- пример не только удачного использования пространства, но и практичного освещения Вокруг света за 30 минутАрхитектор В.Скардана, фото В.Нефедова. Необычная форма плафонов и излучаемый ими мягкий свет — удачный «коктейль» для обеденной зоны Вокруг света за 30 минутАрхитектор А.Певнев, фото М.Степанова. Не совсем классическая лампа с абажурами белого цвета для небольшого бильярдного стола- беспроигрышный вариант Вокруг света за 30 минутАрхитектор А.Люльков, фото М.Степанова.
Светильники и подсвеченный карниз в коридоре обозначают его пространственные и визуальные границы Вокруг света за 30 минутАрхитектор О.Соколова, фото В.Нефедова. Романтический балдахин под «звездным небом» настраивает на романтический лад и навевает самые сладкие сны Вокруг света за 30 минутАрхитектор Т.Орлова, фото В.Нефедова. Выявление глубины и тончайших нюансов акварельного пейзажа во многом зависит от правильного расположения и освещения. Картина становится не просто пятном, а почти «членом семьи» Вокруг света за 30 минутАрхитектор А.Деева, фото Г.Шабловского. Эта ванная кажется торжественной и безграничной за счет зеркальных плоскостей и ритмических рядов потолочных светильников, хотя налицо «оптический обман зрения»

Всякая электрическая лампочка создана для того, чтобы дарить свет. Яркий или приглушенный, теплый или холодный, он помогает нам придавать интерьеру выразительность и индивидуальность.

Доподлинно не известно, кто…

…изобрел электрическое освещение. Некоторые на полном серьезе утверждают, что лампами накаливания пользовались еще древние египтяне. Дескать, тому есть веское доказательство- чертеж, обнаруженный в 1969г. на барельефе древнеегипетского храма богини Хатор, расположенного близ города Дендера. Иизображенные на нем колбообразные сосуды со змеями внутри на самом деле не что иное, как лампы с элементом накаливания такой вот затейливой формы. Они опираются на специальные подставки, которые легко можно трактовать как фарфоровые изоляторы. Асубтильная барышня- божество с двумя кинжалами- будто бы символизирует банальный рубильник. Очень может быть.

Плутарх упоминал лампу, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении веков. Очрезвычайно ярком источнике света, который находился в городе Гераполисе (Сирия), в голове статуи Геры, писал греческий сатирик Лукиан (120- ок. 190 гг. н. э.).

Доподлинно известно, что…

…электрическую лампочку придумал не Ильич, а русский ученый Александр Николаевич Лодыгин. Он подал заявку на свое изобретение в 1872г., а в 1874г. получил патент. Лампы Лодыгина сначала работали 30-40 минут, последующие модификации служили до 700-1000 часов. В1873г. лампы Лодыгина уже благополучно освещали улицы Санкт-Петербурга. Некий лейтенант русского флота А.М.Хотинский, находясь в командировке в Америке, продемонстрировал образцы этих ламп Эдисону. Тот внес некоторые конструктивные изменения (патрон, цоколь с нарезкой и др.), провел испытания и запатентовал их в том же 1879г. Модифицированный образец проработал два дня (вдальнейшем удалось добиться срока службы в несколько сотен часов). При всем своем болезненном самолюбии, в отношении российского коллеги Эдисон поступил по совести, указав в заявке, что претендует лишь на «совершенствование в проведении электрического света».

В качестве нитей накаливания изначально использовались обыкновенные швейные нитки, покрытые углем. Они могли светиться в течение сорока часов. Но неутомимый Эдисон перебрал самые разнообразные углеродсодержащие вещества- продукты питания, смолы, и вышло, ни много ни мало, порядка шести тысяч разновидностей растительного волокна. Победил, в итоге, бамбук (из которого был сделан футляр японского пальмового веера). Но безусловная пальма первенства у вольфрама, предложенного Лодыгиным.

Электродуговую угольную лампу изобрел в 1875г. Петр Николаевич Яблочков. Ее образно называли электрической свечой. Устройство не имело стеклянной колбы, а стоящие вертикально стержни, оканчивающиеся светящимся элементом, действительно напоминали свечу. Угли располагались параллельно друг другу и разделялись слоем каолина (изолирующего вещества).

Еще одну довольно популярную в свое время электрическую лампу изобрел в 1897г. немецкий исследователь Вальтер Нернст. Он использовал в качестве элемента накаливания спрессованную смесь оксидов циркония и кальция, которую назвал «массой Нернста». Электрический ток, проходя через стерженек из этого вещества, нагревал его до белого каления.

И, наконец, каждому школьнику известно, что…

…лампочка состоит из герметического стеклянного баллона, держателей спирали и собственно спирали. Спираль изготовлена из вольфрама, температура плавления которого равна 3410C. Еще одно важное свойство вольфрама- крайне высокая пластичность. Из 1кг этого материала получается около 4км проволоки. Держатель делают из молибдена, не отстающего от вольфрама в тугоплавкости. Что еще симпатично в молибдене, так это чрезвычайно малый коэффициент линейного расширения. При нагревании молибден увеличивается в размере так же, как стекло, благодаря чему оно не трескается и герметичность лампы не нарушается.

Быт иль не быт? Вот в чем вопрос…

Обыватель отнесся к электрификации осторожно. Кто-то опасался за свою жизнь, кто-то озадачивался поиском ершика для чистки лампового стекла.

Схема развески светильников в жилище выглядела так. Парадная люстра в гостиной висела в центре потолка. Высота подвески регулировалась в зависимости от «светоносной» задачи. Танцы и светское общение требовали возвышения люстры; торжественная трапеза- более низкого ее расположения. Для «бесед по интересам» применялись бра, освещавшие всевозможные диваны и диванчики, кресла и стулья. Вкабинетах и будуарах настольные светильники настраивали хозяев на деловой или расслабленный лад. Существовали еще курительные, бильярдные и т.д. Каждая из этих комнат имела определенное назначение, сообразно которому подбирались и светильники. Низко подвешенный над ломберным столом чашеобразный абажур тускло светился изнутри, озаряя лишь столешницу, карты и руки игроков (еще раньше для этого использовалась свеча, что смотрелось гораздо поэтичнее).

Светильник в бильярдной располагался (ирасполагается) над игровым полем стола на высоте 80-90 см. Он представлял собой прикрепленные к горизонтальной штанге зеленые тканевые или стеклянные абажуры (от двух до шести, в зависимости от размеров стола). Небольшие бра освещали кресла для игроков, киевницы и прочие предметы обстановки.

Библиотека должна была настраивать посетившего ее на серьезный и задумчивый лад, не исключающий некоторой вальяжности. Тому были призваны служить строгие, но удобные диваны и кресла. Освещать их надлежало рассеянно, а направленным светом выделять рабочие уголки. Сами же книжные шкафы находились в полусумраке, ибо книга обильного света не любит.

А что изменилось с тех пор?

Если смотреть широко, то изменилось многое. Илампы уже не те, и разновидностей светильников значительно больше, чем в былые времена. Но многие придерживаются консервативного способа освещения жилища. Аоно должно быть гибким, подвижным и разнообразным. Идеально, если в нем сочетаются комфортный рассеянный и яркий направленный свет, прямой и отраженный, монохромный и полихромный. Вот несколько советов, которые могут пригодиться тем, кто стремится к небанальному подходу к освещению жилища.

  1. Для небольших комнат уместна отделка стен материалами с хорошими отражающими свойствами. Добавьте к этому максимальное освещение- ивы расширите пространство (покрайней мере, визуально).
  2. Любимое многими расположение светильников вдоль средней линии потолка, наоборот, сузит помещение.
  3. Еще кое-что для скромных габаритов. Расположите на стенах светильники, направленные вверх. Потолок буквально «воспарит» в лучах.
  4. Авот понизить чрезмерно высокое помещение можно с помощью источников, которые осветят стены, оставив потолок в тени.
  5. Для зрительных трансформаций используйте диммер, позволяющий менять яркость источника света и, значит, световой поток, отраженный от пола, стен и потолка.
  6. Узкий коридор оценит ваши старания, если вы расположите светильники вдоль одной из его стен. Помещение станет шире и приветливее.
  7. Того же эффекта можно добиться путем освещения стены в конце коридора.
  8. Длинный коридор можно «обрезать» ярким поперечным светом.
  9. Углубить перспективу коридора поможет ровный ряд однотипных светильников на потолке.

Сухие факты

Интерьерное освещение может быть функциональным и декоративным. Функциональное, в свою очередь, делится на основное (общее) и дополнительное (местное). Основное включает в себя фоновое и целевое. Атеперь поясним каждый из этих терминов. Функциональное освещение обеспечивает световой поток, соответствующий общему назначению помещения. Для этого применяются люстры и встроенные потолочные светильники. Всевозможные напольные и экспозиционные светильники, лампы направленного света относятся к разряду дополнительного света. Фоновое освещение позволяет ровно озарить пространство, обезопасить перемещение по нему, уборку и т.д. Здесь уместны потолочные (подвесные или точечные) светильники, настенные и напольные лампы, свет которых отражается от стен и потолка. Целевое освещение- это яркий прямой безбликовый свет, удобный для определенных видов работ (шитья, готовки, чтения и письма, мытья посуды, нанесения макияжа и т.д.). Тому служат всевозможные лампы направленного действия, софиты, затемненные флуоресцентные трубки, закрытые светильники с прорезанными отверстиями для направления светового потока. Декоративное освещение придаст интерьеру законченность и индивидуальность. Подчеркните прямыми лучами самые выигрышные детали обстановки: ниши, массивные напольные вазы, скульптуру и др. Другой вариант световой игры- напольная подсветка стен, делающая интерьер загадочным. Чрезвычайно нарядны (ивпоследнее время популярны) системы с эффектом «звездного неба». Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра медленно вращается, и проецируемые на потолок «звезды» меняют свой цвет. Атмосфера создается волшебная, завораживающая. Кдекоративному освещению, безусловно, относятся и всевозможные световые картины, настоящие и ложные аквариумы, подсвеченные растения, фонтаны и прочие предметы роскоши.Нельзя не уделить внимания и такому немаловажному типу освещения, как охранное. Оно создает у окружающих впечатление, что хозяева дома, и предотвращает несанкционированное вторжение в жилище.

А теперь рекомендации для тех, кто предпочитает получать все (илимногое) «водном флаконе». Самым любопытным, с их точки зрения, вариантом освещения комнаты стоит признать токопроводящие системы. Их конструкции разнообразны и позволяют обеспечить крепление как к потолку, так и к стенам. Источники, расположенные на шинах, легко меняют направление луча и свое местоположение. Это позволяет сосредоточить максимальное количество света в одной точке или создать общее освещение, расположив источники света в разных местах комнаты. Причем менять положение светильников можно сколько угодно раз. Иеще раз о диммере. Едва заметный жест- ипарадная комната превращается в место для спокойных бесед.

Ну вот, пришло время правильно разместить светильники в ваших комнатах. Обсудим некоторые наиболее интересные идеи. Аглавное- постараемся избежать типичных ошибок.

Гостиная. Здесь необходимо обеспечить достаточный уровень фонового света (даже если используется местное освещение). Он должен помочь избежать глубоких теней в дальних уголках. Задача освещения- представить гостиную в самом выигрышном (парадном) виде. Подчеркните декоративную нишу со скульптурой, живопись, витрину с заморскими сувенирами, изысканную посуду. Эффектно выглядят подсвеченные по периметру гардины. Используйте приборы направленного света, точечные потолочные светильники, заднюю подсветку маленькими трубчатыми лампами. Если гостиная совмещена с кабинетом, он обязательно должен иметь местный источник света. Подбирая абажуры и рассеиватели для гостиной, отдавайте предпочтение таким, в которых не видны лампы или трубки.

Столовая. Чаще всего она совмещается с гостиной или кухней. При этом возникают свои важные «оттенки взаимоотношений». Главное- осветить стол, не слишком ярко, но и не очень тускло. Потребуется либо регулирующаяся по высоте лампа, либо точно направленные потолочные светильники. Фоновое освещение лучше ослабить. Буфет и место, откуда подаются блюда, можно дополнительно осветить с помощью бра, источников восходящего света или направленных потолочных светильников.

Кухня. Здесь освещение преимущественно функциональное. Фоновый свет желателен, но главное- не оставить в темноте основные рабочие места: плиту, мойку и разделочный стол. Удобно также поместить светильники внутрь полок (шкафов). Для этого подойдут гибкие источники, регулируемые независимо друг от друга. Если плита снабжена вытяжкой, то подсветка, как правило, монтируется в ней. Если вытяжки нет, можно использовать направленные потолочные светильники. Только позаботьтесь об исключении резких теней! Для освещения плоскостей под навесными шкафчиками или полками лучше всего установить ленточные светильники на стену прямо под этими шкафчиками. Встроенные шкафы и открытые полки разумно осветить лампочками, утопленными в потолок, а в напольных шкафах могут разместиться маленькие светильники, автоматически включающиеся при открывании дверец. Если на кухне имеется обеденный уголок, стол нужно освещать, как в столовой (см.выше). При этом фоновое освещение нужно приглушить.

Ванная. Она не особенно притязательна. Умеренной яркости фоновое освещение может создаваться как верхним, так и несколькими боковыми источниками. Зеркало над раковиной тоже необходимо подсветить. Для бритья или умывания достаточно простой люминесцентной трубки. Но если зеркало используется для нанесения макияжа, лучше использовать лампы накаливания, не искажающие цвета. Изапомните: все светильники в ванной комнате должны быть герметичными, защищенными от брызг. Исключены переносные лампы и наружная арматура. Хорошо обеспечить в ванне и душе вертикальное бестеневое освещение. Выключатели рекомендуем устанавливать снаружи, чтобы исключить возможность прикасания к ним мокрыми руками. Все внутренние выключатели также должны быть защищенными от попадания влаги.

Спальня. Одно из самых подходящих помещений для игры с полутонами. Фоновый свет- приглушенный, созданный при помощи бра, прикроватных ламп, торшеров или подсвеченных карнизов. Яркий, но не слепящий источник света необходим у туалетного столика. Но нужен и хороший источник верхнего света- для осмотра одежды и белья. Светильники для чтения в постели важно расположить так, чтобы они освещали только книжные страницы, а не сладко спящего соседа. Лучше иметь два проходных выключателя, причем один из них стоит расположить рядом с постелью. Дизайн светильников может быть весьма разнообразным- от абажуров с оборочками до самых неожиданных современных форм. Лишь бы все они хорошо смотрелись не только из кровати, но и из любой другой точки комнаты.

Детская. Свет в детской- особая тема. Малышу нужен яркий, но не резкий фоновый свет для игры, ночник для комфортного сна и отдельный светильник для смены пеленок, переодевания и ночного туалета. Ребенку постарше необходимо освещение рабочего места. Потребности в свете у подростков и вовсе невероятно широки. Помимо фонового освещения и рабочего освещения письменного стола, душа юного человека может взалкать самых разнообразных световых эффектов, начиная от лампы-проектора и кончая стробоскопом.

Холлы, лестницы, лестничные площадки. Здесь набор осветительных приборов призван равномерно озарять пространство для нашей с вами безопасности. На ступеньки лучше направить верхний свет, чтобы подступенки оставались в тени, а проступи, напротив, ярко выделялись. Светильник не должен мешать движению. Осветительные элементы- впрямой доступности для ремонта и замены.

Заметки на полях. Количество излучаемого света измеряется в люменах (лм). Физический смысл такой единицы измерения, как люмен, для неспециалиста довольно сложен. Упомяну лишь, что в формулу расчета необходимого светового потока входят такие величины, как энергетический поток, кривая чувствительности глаза и некая константа, в знаменателе которой- число, обозначающее максимально возможную светоотдачу источника. Что касается нормы освещенности, то она измеряется в люксах (лк) и определяется путем деления светового потока на площадь помещения (лм/м2). Например, для коридоров норма освещенности- 75лк, для холлов- 100лк, для рабочей зоны- от 300 до 500лк. Вслучае с рабочей зоной тонкость состоит в том, что освещенность зависит от вида работ. Скажем, часовщику, ювелиру или вышивальщице необходима величина, приближенная к максимальной, а для чтения и письма достаточно исходных 300лк.

По цвету свет делится на «теплый» и «холодный». Эти свойства определяются цветовой температурой источника света, цветофильтром осветительного прибора, а также цветом и фактурой отражающих поверхностей. Тканевые обои, фактурная окраска делают направленный свет мягким (диффузным).

В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве:

  1. Точечный свет. Световой поток исходит из одной точки- на потолке, стене или полу. Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.
  2. Рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью (зависит от абажура).
  3. Отраженный свет. Он- самый природный, самый безвредный. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала отбрасывается от них на потолок и лишь затем рассеивается.

Зеркала. Они «раскрывают» стены, «поднимают» потолок, «опускают» пол. Поставленные друг против друга, способны создать зеркальный коридор. Для удобства осветите зеркала. Если вас неудержимо тянет к дворцовому стилю, подумайте о соответствующих рамах. Поместите зеркало над камином. Красиво- но небезопасно, если вашего ребенка зовут Алиса, и если она уже побывала в Стране чудес.

Перечитывание статьи и рассматривание иллюстраций заняло у меня около получаса. Этого времени достаточно, чтобы представить себе общие проблемы светодизайна. Отсюда и название статьи.

Редакция благодарит администрацию московского Политехнического музея и салон «ЛАЙТ ТЕХНОЛОДЖИ» за помощь в подготовке материала.

  • Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№64