Освещение торговых залов должно выполняться согласно нормам СНиП 23-05-95. Правильно подобранные и расставленные светильники для торговых залов делают акцент на группах товаров, создают удобную обстановку для покупателей, формируют стиль и делают пребывание в магазине безопасным. Все это влияет на посещаемость и частоту покупок.
Мы написали о нормах искусственного освещения в торговых залах, видах оборудования и правилах его подбора.
Нормы освещенности
Выдержка требований торгового освещения из СНиП:
- от 200 Лк – мебельные магазины, вспомогательные помещения продовольственных магазинов;
- от 300 Лк – залы без самообслуживания, примерочные и подсобки в бутиках одежды, мастерские по ремонту техники;
- от 400 Лк – помещения с самообслуживанием, бутики с одеждой, парфюмерией, хозтоварами, ювелирными изделиями;
- от 500 Лк – торговые площадки крупных супермаркетов.
Полный перечень можно найти в СНиП 23-05-95. Также важно помнить, что значения в данных актах приведены минимальные. Максимальный уровень света не ограничен и подбирается только под стиль магазина.
Но учитывайте, что слишком яркий свет, УФ-излучение и высокая температура могут навредить коже, меху, деликатным тканям или другой чувствительной продукции. Также все это неблагоприятно отражается на глазах посетителей. Поэтому неправильно подобранные светильники для торгового центра могут испортить товар и уменьшить количество покупателей, что приведет к финансовым потерям.
Также из-за несоблюдения стандартов освещения торговые помещения могут закрыть до устранения несоответствий, либо бутик будет посещать мало людей.
Виды систем освещения торговых залов
Виды систем освещения торговых площадей, в зависимости от выполняемых функций разделяются на:
- общие – основной источник света, обеспечивающий хорошую видимость для покупателей и персонала. Освещение для магазинов реализуют с помощью встраиваемых или подвесных приборов, либо составных осветительных систем с широким углом рассеивания света;
- акцентные – точечный свет, привлекающий внимание посетителей к товарам или группам товаров; часто реализуется с помощью встроенных светильников с узким углом распределения света или трековых моделей;
- декоративные – такие светильники создают уникальную атмосферу в помещении и применяются для украшения магазинов;
- концептуальные – подчеркивает стиль бренда, делая точку узнаваемой, определяя принадлежность бутика к бренду или сети магазинов;
- аварийные – включается при чрезвычайных ситуациях, указывая пути эвакуации из помещения.
В любом из бутиков должна быть общая и аварийная подсветка. Остальное оборудование владелец устанавливает по желанию.
Цветовая температура
Подбор цветовой температуры зависит от цветов интерьера, расположения магазина, продаваемой продукции и других технических параметров. Желтый свет с теплым оттенком хорошо дополнит бутики с мебелью из дерева, а для помещений с металлической продукцией рекомендуем покупать светильники с холодным свечением. Комфортная для восприятия цветовая температура – от 3500 до 5300 К.
Подбираем тип освещения
Помимо мощности, температуры и других технических характеристик важно учесть вид торговых светильников. Они бывают:
- Модульные. Используют для основной, дополнительной и акцентной подсветки. Можно разместить на любой поверхности и составить в сложные осветительные конструкции.
- Трековые. Точечные светильники с поворотным механизмом крепления, размещаемые на шинопроводе или треке. Трековые модели подсвечивают полки и отдельные товары.
- Растровые. Потолочное оборудование для невысоких торговых залов и бутиков. Имеют экранированный корпус, равномерно распределяющий свет по помещению. Часто применяются там, где свет включен 24/7.
- Карданные. Получили название от механизма крепления. Позволяют менять направление света поворотом светильника. Часто используются для дизайнерского освещения.
- Встраиваемые светильники даунлайт. Используются при точечном акцентировании. Устройство встраивается над продукцией, излучая узкий и мощный световой поток.
Лампы для таких приборов могут применяться любые, но мы рекомендуем использовать светодиодные светильники для торговых помещений. Они потребляют минимум электричества, служат не менее 5-10 лет, не нагреваются и не излучают ультрафиолет.
LED-светильники для магазинов
Светодиодное оборудование – лучший выбор для магазинов. Вот несколько его преимуществ:
- при производстве не используется ртуть и другие опасные компоненты;
- моментальное включение света;
- диодные модули могут непрерывно работать до 100 000 часов, что в 2-4 раза больше других видов осветительного оборудования;
- не нужно тратить время на техобслуживание, замена ламп требуется раз в 15-25 лет;
- не требуется соблюдать особых правил утилизации, в отличие от ртутных и газоразрядных ламп.
- большой выбор моделей разных форм, мощностей, температуры свечения;
- экономия до 70% электроэнергии в сравнении с газоразрядными или содержащими ртуть лампочками.
Освещение в торговле – это инструмент, помогающий привлекать посетителей в магазин, акцентировать внимание потенциальных покупателей на нужных товарах и продавать больше. Делегируйте проектирование и подбор приборов профессионалам, и вы не потратите деньги просто так.
Статью подготовили эксперты по проектированию и внедрению систем освещения ТПК «СЭТ».