Традиция выращивать растения в керамических емкостях стара как мир. Кроме своего главного назначения — возможности культивировать редкие виды и легко их транспортировать, — разнообразные сосуды и контейнеры могут стать теми изюминками, которые необыкновенно украсят садовый участок.
Сегодня редкий сад обходится без декоративных контейнеров и разнообразных емкостей для садовых культур. С их помощью можно оперативно озеленить еще неосвоенный участок или дополнить пейзажную картину редкими экзотами. Сосуды могут быть крупными, предназначенными для групповых посадок, или совсем миниатюрными. Что касается материала, то контейнеры изготавливают из бетона, металла, пластика и даже из особых видов стекла. И все же традиционная керамика, несмотря на свой почтенный возраст, по-прежнему актуальна. Главное преимущество глиняной посуды в том, что она, по выражению садоводов, «дышит» и идеально подходит для содержания растений. Почва в таком контейнере не изолирована от внешней среды: пористые стенки равномерно и в необходимом количестве пропускают воздух и влагу, тем самым регулируя воздушно-влажностный режим внутри емкости.
Виды горшков из керамики
Свойства материала — один из важнейших факторов при выборе контейнера. Например, пластиковые изделия дешевы, легки и зачастую весьма оригинальны по дизайну, но растения в них буквально задыхаются, а корневая система начинает быстро выпревать.
Деревянные кадки и ящики гораздо экологичнее, но под открытым небом древесина, особенно не обработанная антисептиками, долго не проживет.
Металлические контейнеры тяжелы, подвержены коррозии и опасному для растений перегреву в жаркое время года.
У бетонных изделий свой недостаток — массивность, которая делает их стационарными сооружениями, так что растения накануне зимы приходится выкапывать. Разумеется, минусы несложно обнаружить и в керамике. Например, не каждый глиняный сосуд выдержит перепады температур в саду, повышенную влажность или морозы. В этом случае самое главное — правильно выбрать керамический сосуд. Некоторые их разновидности могут успешно пребывать под открытым небом, а другие — только в комнатах и оранжереях.
С точки зрения агротехники самыми подходящими емкостями для выращивания растений считаются неглазурованные терракотовые горшки и контейнеры. «Терракота» в переводе с итальянского означает «обожженная земля». Так называются все керамические изделия с красным пористым черепком без покрытия глазурью.
Этот легкий материал прекрасно пропускает воздух и влагу, но из-за отсутствия декоративной «поливы» стенки сосуда со временем покрываются белесым солевым налетом, который практически не поддается удалению. К тому же терракотовым изделиям противопоказана зимовка в саду или на открытом балконе (их следует с наступлением холодов перенести в отапливаемое помещение). Тем не менее, с точки зрения ландшафтных дизайнеров, терракота морковно-красных, охристых или шоколадных тонов органично вписывается в сады регулярного, деревенского и средиземноморского стилей, великолепно сочетаясь не только с зеленью, но и с другими материалами — природным камнем, деревом, кирпичной кладкой.
Майолика — весьма своеобразный вид горшечной керамики. Для нее характерны мягкие, «пухлые» формы и яркая роспись по непрозрачной глазури или по белой обмазке под слоем прозрачной «полумайолики». Традиционная основа глазури — «фрита» — представляет собой стекло, перемолотое в мельчайший порошок, в который для получения нужного цвета добавляют различные красители — природные или искусственные. Такое покрытие довольно прочно, хорошо защищает стенки емкости от загрязнений, да и растения в расписных и блестящих сосудах выглядят особенно привлекательно.
К сожалению, глазурь значительно снижает воздухопроницаемость контейнера, что не лучшим образом сказывается на самочувствии «зеленых жильцов». Еще одна проблема майолики — зимовка на лоне природы: при низкой температуре посудина может в лучшем случае покрыться мелкой сеткой трещин, в худшем — лопнуть.
Фаянс — еще один популярный в декоративном садоводстве вид керамики. Свое название он получил благодаря итальянскому городу Фаэнца, где впервые стали изготавливать глазурованные изделия на основе белой глины. Внешне фаянс напоминает майолику — такой же гладкий и сверкающий. Часто только по весу (или разбив горшок) можно определить, что перед нами. Однако «суть» у них совершенно разная; благодаря компонентам, входящим в рецептуру, фаянсовый черепок менее порист.
Неоспоримые преимущества таких емкостей — прочность, «увесистость» и возможность круглогодичного использования в саду. С другой стороны, повышенная плотность материала мешает нормальному дыханию растений, поэтому чаще всего фаянс применяют в виде декоративных кашпо.
Шамот — совершенно особая разновидность керамики, которая обычно используется в создании оригинальных, авторских работ. Этот материал в готовом изделии выглядит как естественный камень — такой же шершавый на ощупь и грубовато-пористый на вид. Расцветка шамота зависит от месторождения глины, но чаще всего варьируется в светло-розовых и золотистых оттенках. Такие контейнеры более других устойчивы к перепадам температур и без ущерба могут выносить как жару, так и морозы. Еще одно достоинство шамотных изделий — высокая пористость черепка, что всегда нравится растениям.
Минусом можно считать их большой вес, поэтому наиболее солидные кадки и корыта лучше сразу ставить в заранее определенное место (в саду или на террасе дома). В сосудах из шамота, как правило, выращивают наиболее ценные и зимостойкие культуры — вечнозеленые и хвойные, карликовые бонсай, штамбовые деревья и кустарники, а также некоторые виды парковых роз. Такие гармоничные союзы «формы и содержания» обычно размещают в самых ключевых точках садового пространства: на краю ухоженного газона, в центре коврового цветника, перед парадным входом в дом.
Немного о выборе керамических контейнеров
При выборе керамических контейнеров следует учитывать ряд важных моментов.
Во-первых, размеры емкости и растения должны соответствовать друг другу и быть соразмерными участку, где их размещают.
Во-вторых, большие сосуды и те, у которых вертикальные стенки, реже нуждаются в поливе, нежели маленькие или в форме перевернутого конуса.
В-третьих, в дне контейнера должны быть дренажные отверстия через каждые 10-15 см (диаметром 1 см или более).
Выбор места в саду
Размещение керамических сосудов в саду не должно носить случайный характер, даже если это комнатные питомцы, вынесенные летом па свежий воздух. Наиболее декоративные емкости с эффектными растениями можно установить на подиуме, размещая их одиночно (на развилке садовых дорожек, в цветочном миксбордере, на зеленой плоскости газона) или попарно, соблюдая принцип симметрии (у парадной двери или при входе в беседку).
Ряд одинаковых горшков с яркими однолетниками необыкновенно украсит марши садовых лестниц или центральную дорожку. Однако подобная системность и упорядоченность хороша лишь для садов регулярного стиля; для всех прочих, основанных на принципах свободной планировки, больше подходят групповые композиции. Составляют их, как правило, из одного вида керамики, но емкости при этом должны быть разными по размерам и окраске.
Это могут быть или многоярусные коллекции оранжерейных экзотов, где наиболее крупные экземпляры размещают на заднем плане, или оригинальные «клумбы», созданные из комнатных растений с эффектным растением в центре. Такие композиции выигрышно смотрятся на открытых местах в саду, рядом с водоемом, розарием, на фоне подпорной стенки, особенно если она сложена из кирпича или природного камня.
И все же самое лучшее место для керамических комбинаций — придомовые мощеные дворики-патио. Здесь обычно расставляют наиболее ценные контейнеры — настоящие произведения искусства, предназначенные для любования вблизи. Но как свита делает короля, так и художественная «россыпь» более мелких сосудов подчеркивает исключительность нескольких «солистов».
Преимущества керамики
Приобретая керамические емкости, вы обеспечите спокойную жизнь не только растениям, но и себе. Во-первых, в этом случае не требуются частые прополки и перекопка почвы; во-вторых, высаживать культуры, обрывать сухие соцветия и листву, стричь вечнозеленые виды легче, поскольку не приходится нагибаться или пользоваться стремянкой; в-третьих, в таких сосудах можно выращивать растения, которым не подходит почва в вашем саду и для них необходима специально составленная земляная смесь. К тому же при контейнерном цветоводстве всегда меньше вероятность заражения культур бактериями, обитающими в открытом грунте.
Однако этот способ выращивания все же имеет некоторые ограничения. Например, небольшие по размерам керамические горшки летом нуждаются в обильном ежедневном поливе (в крупных земля пересыхает медленнее). Но при частых орошениях происходит слишком быстрое вымывание из почвы питательных веществ вместе с лишней водой, стекающей через дренажные отверстия. Как следствие, горшочные растения приходится чаще подкармливать полным (комплексным) удобрением, которое бывает в двух видах — твердом и жидком. Удобрение быстродействующее — жидкое или в виде порошка — добавляют раз в две-три недели в воду для полива. Медленно действующее удобрение продается либо в виде гранул, которые перемешивают с землей в горшке, либо в виде спрессованных шариков и палочек (они удобны тем, что их просто заглубляют в грунт). Желательно весной дополнительно внести в почву органическую подкормку, например роговую стружку.
Растения
Керамические контейнеры, в отличие от других их видов, весьма расширяют выбор посадочного материала. Например, хвойные растения, высаженные в крупные, массивные сосуды из шамота, способны украшать участок круглогодично. Чаще всего с этой целью используют плакучие декоративные формы (ель обыкновенная Инверса, кедр гималайский Нана Ауреа); узкие колонновидные (можжевельник виргинский Скайрокет), стелющиеся (можжевельник горизонтальный Андорра) и шаровидные (кипарисовик Лавсона Грин глоб). Подстриженные в виде геометрических фигур вечнозеленые виды — самшит, лавровишня — послужат прекрасным декором для террасы, бассейна или парадной аллеи. Для садов, оформленных в японском стиле, подойдут приземистые, грубоватые по фактуре «корытца», в которые можно высадить клен пальчатый, рододендрон, бамбук или юкку. Хорошо приживаются в терракотовых емкостях парковые розы, гортензии, клематисы — растения, традиционные для создания садов в романтическом стиле. Кстати сказать, сосуды из терракоты — атрибут средиземноморского стиля.
Кувшины, крупные чаши, амфоры наиболее органично смотрятся на мощеной площадке дворика-патио. Некоторые гончарные изделия могут быть украшены орнаментом, объемными фруктовыми гирляндами и даже пухлыми ангелочками или подставками в виде львиных лап. В больших емкостях размещают олеандры, апельсиновые или лимонные деревца, в горшочках поменьше — ароматные растения (лаванда, мята, тимьян), а композиция в целом сформирует чарующую атмосферу южных стран.
Клумбовые цветочные культуры — луковичные и однолетники — незаменимы в любом стиле оформления, поскольку с их помощью можно создавать яркие акценты в композициях. В плоских терракотовых лотках удобно выращивать тюльпаны (ботанические, простые ранние и махровые ранние, которые в открытом грунте обычно подвержены многим заболеваниям), а также нарциссы, гиацинты и крокусы. В этом случае лучше выбрать более компактные сорта, нежели те, что обычно выращивают на садовых клумбах, и высадить их в контейнере достаточно плотно. Выбор же летников для посадки в керамические емкости практически не ограничен, но наиболее популярными в ландшафтном дизайне считаются такие неприхотливые культуры, как петуния, пеларгония, бархатцы, лобелия, настурция (эти растения любят солнечные места), а также бегония и бальзамин, предпочитающие полутень.
При подборе однолетних цветочных культур для керамических горшков, ваз и лотков пользуются общими правилами композиции, учитывая при этом законы колористики, особенности формы листьев или соцветий. Простейший способ оформления контейнера — посадка одной-единственной культуры, например огненно-красной сальвии или ярко-лилового гелиотропа. Для совместных посадок подбирают растения, которые, как правило, не угнетают друг друга, а во-вторых, нуждаются в приблизительно одинаковых условиях жизни. Скажем, быстрорастущие сурфинии не высаживают вместе с флегматичными цинниями, а влаголюбивые агератумы и душистый табак — с гвоздиками и сальвией, не терпящими лишней влаги.
Заранее придется обдумать колористику: контрастные сочетания выглядят свежо и задорно, зато игра с оттенками одного тона, искусное использование белого дают изысканные, стильные решения. Причем важна не только цветовая гамма, но и фактурность, плотность каждого растения в отдельности и всей группы в целом. К примеру, распространенное сочетание «жестких» бархатцев с нежными граммофончиками петуний, на взгляд профессионалов, выглядит несколько грубовато.
Композиция
Разработка композиционной идеи — задача непростая. В зависимости от формы решается, сколько будет «солистов» в группе и где их нужно расположить — в центре, либо ближе к краю, окружая их более низкорослыми культурами. По периметру контейнера зачастую высаживают ампельные растения — их свисающие побега особенно эффектно смотрятся, если емкость установлена на возвышении-подиуме или на перилах террасы.
Очень интересные композиции можно составить из однолетних и комнатных культур, высадив их в общую терракотовую емкость. Эффектно, например, сочетание оранжевой настурции с темно-пурпурными листьями колеуса или бело-пестрого хлорофитума с алой пеларгонией. В последнее время в оформлении участков приобрели огромную популярность декоративные мини-огородики для выращивания пряно-ароматических трав, которые размещают прямо на террасе или перед входом в дом. Базилик, укроп, петрушку и другие полезные культуры высевают весной в привлекательный керамический сосуд (для этих целей лучше всего подойдет яркая, расписная майолика). Потом все лето можно пожинать плоды своих трудов, не бегая каждый раз в огород или на рынок.
Кирпичные клумбы
Особая разновидность керамических контейнеров — высокие приподнятые клумбы, сложенные из рядового кирпича. Фактически — это стационарные сооружения, которые облегчают уход за посадками и придают участку по-своему привлекательный «парковый» облик. Чаще всего такие цветники размещают перед входом в дом, рядом с водоемом или сразу включают в композицию мощенного кирпичом дворика-патио. Если участок плоский по рельефу и не радует глаз разнообразием видовых точек, то установка клумбы-контейнера обеспечит необходимые перепады уровней и улучшит внешний вид ландшафта.
Подобные элементы дизайна удобны еще и тем, что с их помощью можно оживить плоскость слишком обширного газона или разделить сад на отдельные функциональные зоны. А свободно стоящий цветник, построенный в одном ряду со скамейкой, может стать доминирующим акцентом в картине сада. Размеры кирпичных клумб могут быть произвольными, но чтобы земля в них не пересыхала слишком быстро, не стоит делать сооружения меньше чем 45x45x45 см, а в основании следует устроить дренажные отверстия для отвода излишков воды.
Уход за растениями
Посадка растений в керамическую емкость существенно отличается от посадок в открытый грунт, что связано с ограниченным объемом почвы для развития их корневой системы. Чтобы восполнить этот ущерб, используют торф и высококачественный компост без почвы или на базе плодородной почвы. Последний вариант компоста всем хорош, но слишком «увесист», что следует учитывать при переноске контейнера. Высаживая в емкости летники, необходимо ежегодно заменять старый субстрат свежим.
Древесно-кустарниковые породы и многолетники могут гораздо дольше обитать в своих «жилищах», однако, в конце концов, перерастают их габариты. В этом случае приходится делать выбор между пересадкой растения в тот же горшок или в горшок большего размера. При первом способе питомца аккуратно извлекают из емкости и удаляют у него часть старого, разросшегося корневого кома, после чего сажают на прежнее место, заполненное свежим субстратом. Этим приемом пользуются до тех пор, пока растение не войдет в явное противоречие с размерами горшка, требуя его замены на более просторный.
Если в керамические контейнеры ставят растения прямо в горшках, без пересадки, то пустоты между ними заполняют песком, торфом, опилками, керамзитом или декоративной мульчей. Эти материалы — отличные теплоизоляторы и хорошо удерживают влагу.
Зимовка — серьезное испытание как для растений, так и для керамического декора в саду, особенно терракоты и майолики. Осенью теплолюбивых экзотов с их емкостями переносят в зимний сад или в прохладное светлое помещение; например, застекленная веранда — идеальное место для содержания субтропических и вечнозеленых культур. Если в горшки и контейнеры высажены достаточно морозоустойчивые многолетники, емкости можно просто прикопать в земле, прикрыв сверху «шалашом» из лапника. Однолетние культуры по окончании сезона придется вместе с субстратом вытряхнуть в компостную яму, а горшки сложить в сухом помещении до лучших времен.
Технология посадки растений в керамический контейнер
1. Подготовьте емкость к посадке, тщательно промыв водой ее внутренние и наружные стенки.
2. Поставьте контейнер на выбранное место в саду, приподняв его над поверхностью земли с помощью кирпичей или деревянных подставок.
3. Прикройте дренажные отверстия глиняными черепками или мелкоячеистой сеткой. Насыпьте слой гальки или гравия для дренажа и устойчивости контейнера.
4. В большой контейнер добавьте торф, чтобы сэкономить на дорогом посадочном компосте, толщина слоя которого в этом случае может не превышать 20 см.
5. Насыпьте слой влажного компоста и аккуратно примните его руками.
6. Высадите растения и хорошо утрамбуйте почву вокруг них. Между поверхностью почвы и краями контейнера должен остаться промежуток в 2-7 см, чтобы при поливе не вымывалась земля. После посадки полейте растения.