В этом проекте вам предстоит нечто особенное — довольно сложная композиция, работа над которой потребует от вас огромного терпения. Может быть, выполняя ее, вы узнаете что-то новое о возможностях, предоставляемых пирографией как видом прикладного искусства. Надеемся, что, доведя работу над ними до конца, вы сможете гордиться полученными результатами.
В данном проекте используется несколько пирографических техник. В его основу положено изображение повозки, взятое из книги о цыганах. Рисунок этот, конечно, схематичен, многие детали изображены на нем нечетко, но недостаток этот до некоторой степени компенсируют обозначения видимых частей повозки.
Объекты, сделанные из дерева, почти всегда хороши для изображения средствами пирографии. Для выполнения этой работы вам потребуется или кусок древесины вяза, или лист березовой фанеры, или ДСП с березовым шпономразмером 317 х 216 мм. Законченную работу можно будет поместить в рамку и повесить на стену.
Переведение рисунка на дерево
Решив вопрос, по какой древесине вы будете выжигать, сделайте ксерокопию рисунка. Кстати, если кого-то заинтересует, тут же прилагается оригинал в большом разрешении, возможно, вы захотите сделать свой проект очень точным и большим, а также вы всегда можете вернуться к изучению оригинала, чтобы уточнить некоторые маленькие элементы повозки.
Вырежьте изображение повозки, оставив поля достаточной ширины, чтобы удобно было прикрепить образец к поверхности древесины клейкой лентой. Теперь переведите изображение на дерево с помощью копировальной бумаги. По поводу больших затененных областей на данном этапе не беспокойтесь. Сосредоточьте внимание на основных линиях и пятнах. Как всегда, используйте твердый карандаш (4Т или 6Т), нажимайте так, чтобы на дереве получалась тонкая линия. Не пытайтесь опередить события, добавляя мелкие детали, которые кажутся вам уместными. Все это вы сможете сделать в процессе работы. Перед тем как открепить образец, не забудьте проверить, не упущено ли что-нибудь.
Контуры рисунка
Установите такую температуру насадки, чтобы при выжигании довольно сильно нажимать на рукоятку пирографа, но не чересчур высокую, не приводящую к эффекту перегрева. На данном этапе вам надо всего лишь пройти насадкой по линиям переведенного изображения, следя за тем, чтобы после выжигания эти линии не были видны.
Иногда трудно решить, откуда именно следует начать выжигание. Лучше всего выбрать для этого такое место, где сходятся несколько линий. Работайте медленно и осторожно, сосредоточив все внимание лишь на одном, выжигаемом в данный момент элементе: линии или пятне. Ведь работа пиромастера отличается от работы художника, вынужденного постоянно держать в поле зрения всю картину. Первый этап работы наиболее важен.
Перед тем как начать выжигать набело, поупражняйтесь на ненужной древесине. Не забывайте, она должна обладать теми же свойствами, что и «чистовик». Старайтесь, чтобы выжигаемые вами линии не были слишком темными или слишком бледными.
Затемнение контуров
Теперь рассмотрите образец рисунка и выясните, где на нем расположены наиболее жирные линии. Не нужно менять установленную температуру: более темные линии и пятна можно получить, выжигая при прежней температуре, но медленнее и надавливая чуть сильнее. На данном этапе не спешите. Посмотрите внимательно, как, нанося короткие темные линии и затеняя небольшие области, можно усилить впечатление от работы.
Из рисунка видно, что многие детали повозки украшены резьбой. Художник, безусловно, имел это в виду, хотя и не изобразил подробностей узора. Рассмотрите орнаментальную панель, идущую по боку повозки. На ней отчетливо видна резьба. Естественно предположить, что и стойки, расположенные вертикально на обшивке, тоже украшены ею. Итак, чтобы не исчез колорит повозки, вам придется постараться воспроизвести резьбу на ней.
Именно на данном этапе, когда вы выжигаете более жирными линиями, изображение постепенно начинает оживать. Сейчас пока нет нужды заботиться о больших затененных областях, но небольшие темные участки и линии надо выжечь. Например, необходимо проработать колеса, а также детали, находящиеся под днищем повозки. Многие из этих деталей на исходном рисунке изображены неясно (сверяйтесь с оригиналом). Однако на завершенной пирографической работе почти все они будут и тени, поэтому не стоит излишне беспокоиться об этом.
Ставни повозки сделаны из тонких деревянных пластинок, расположенных под углом к плоскости окна и соединенных друг с другом внахлест, то есть так, что нижняя часть каждой пластинки заходит на верхнюю часть другой, расположенной ниже. Это сделано для того, чтобы обеспечить доступ воздуха в повозку и уберечь от дождя находящихся внутри, когда ставни закрыты. Существует простой способ при помощи выжигания показать конструкцию ставней. Проведите по их поверхности узкие полосы теней на равных расстояниях друг от друга.
Теперь подумайте, как следует проработать переднюю часть повозки. Здесь имеется множество небольших областей, например, непосредственно под навесом, возле лампы, за бачком для воды и под днищем в передней части повозки, которые требуют медленного и осторожного выжигания, чем темней при этом будут получаться линии, тем лучше.
Нанесение теней
Для нанесения теней хорошо подходит ложковидная насадка, но в некоторых случаях, особенно когда требуется покрыть тенью небольшие области изображения, лучше воспользоваться насадкой клювовидной. Хорошим примером, иллюстрирующим сказанное, является темная область под карнизом непосредственно над окном. Густая тень здесь ясно показывает форму нижнего края карниза. Наносить эту тень следует клювовидной насадкой, медленно и с нажимом перемещая ее так, чтобы получился темный желобок вдоль нижнего края карниза. После этого вниз от желобка следует провести короткие соприкасающиеся темные штрихи. Проработку области, расположенной под карнизом над ставнями, вы будете выполнять ложковидной насадкой — область настолько мала, что наносить тень насадкой большего размера просто неудобно.
И деревянная, и обтянутая тканью части крыши имеют фактуру, для передачи которой также лучше всего подходит клювовидная насадка. Установив более низкую температуру, заполните крышу линиями, соприкасающимися друг с другом па концах. Перед тем как приступить к выжиганию, попрактикуйтесь на «черновике». Ведь вы уже основательно продвинулись в работе над повозкой и находитесь теперь на стадии, которую можно назвать опасной. Скорее всего, у вас уже возникает естественное желание увеличить скорость работы. Однако, если насадка слишком горяча, а вы, не испробовав ее на «черновике», приступаете к выжиганию набело, работа, на которую потрачено так много сил и времени, может быть испорчена.
Наверное, самым сложным этапом данной работы является нанесение легкой тени на оконное стекло. Эта задача решается опять-таки с помощью клювовидной насадки, но при еще более низкой температуре. Как вы видите, тень представляет собой всего лишь несколько косых линий. Однако проводить их следует очень осторожно, избегая слишком сильного нажима. Не забывайте: нам надо дать понять зрителю, что в оконный проем вставлено стекло.
Нанесение теней ложковидной насадкой
Если, по вашему мнению, работа, которая могла быть выполнена с помощью клювовидной насадки, завершена, то теперь самое время подумать о тенях, которые проще наносить ложковидной насадкой. Преимущество ложковидной насадки над клювовидной заключается в том, что ею при правильном использовании можно выжигать и глубокие, бороздоподобные линии и легкие тени, что как раз и требуется в данном случае.
Убавляйте температуру до тех пор, пока, не отрывая насадки, не сможете покрыть легкой тенью квадрат со стороной примерно 6 мм. Стремитесь получить такой же цвет обожженной древесины, как при выполнении теней на крыше повозки. Добившись этого, слегка варьируя давление на рукоятку пирографа и скорость перемещения насадки, вы сможете оставлять на древесине следы с полным спектром переходов от светлого к темному.
Теперь можно заняться тонкостями тонировки. Начните с боковой части повозки. На границе темных и светлых областей создавайте переходные зоны, в которых плотность тени постепенно сходит на нет.
Область, расположенная под днищем повозки, естественно, находится в тени и на ней мало что можно рассмотреть. С помощью ложковидной насадки нанесите эту тень. Также проработать нужно еще две темные области между днищем повозки и землей. В этой пирографической работе есть и другие области, требующие проработки ложковидной насадкой, но их слишком много, чтобы подробно писать о каждой.
На этой стадии обычно возникает стремление работать на всей поверхности сразу, добавляя штрих то там, то здесь, смягчая грубую тонировку, выполненную проволочной насадкой. Сейчас перед вами открывается возможность добавить тонировку к уже нанесенной в передней части повозки — наиболее трудоемкой области изображения. Здесь много деталей, куда можно нанести тени, например дверные панели, внутренние поверхности резных опор навеса, украшенные резьбой панели, проходящие горизонтально по средней линии повозки.
Большая часть работы уже позади, а ваша осведомленность о цыганских повозках теперь значительно выше средней. Такие повозки изготавливались поштучно и служили домом для целого семейства. Немало труда и умения требовали они для своего создания, и изготовление их на заказ обходилось очень недешево. При выполнении завершающего этапа работы попробуйте представить себе, сколько времени и терпения нужно было изготовителю повозки для того, чтобы сделать ее. Может быть, это поможет набраться терпения и вам.
Использование естественной неоднородности древесины
В заключение обсудим, как можно обратить себе на пользу естественную для древесины неоднородность окраски. Чтобы зрителю не казалось, что повозка подвешена в воздухе, было бы неплохо добавить к изображению элементы ландшафта: землю, камни, траву и т. п. Неоднородность древесины на этом этапе способна предопределить композицию переднего и заднего планов. При изображении пейзажа следуйте особо окрашенным линиям волокон. Кстати, добавить к изображаемому объекту фоновый пейзаж — простой и наиболее эффективный способ сделать так, чтобы этот объект стал восприниматься как объемный.
В процессе выполнения этой работы было использовано немало разных методов, применяемых в пирографии. Вы попрактиковались в интересных и разнообразных техниках нанесения теней клювовидной и ложковидной насадкой, в проведении четких линий различной длины. Кроме того, вы узнали, как можно с выгодой для себя использовать естественную неоднородность окраски древесных волокон. Надеемся, что усилия не пропали даром и вы научились придавать изображаемым объектам сходство с настоящими, трехмерными.