Современное искусство, и в первую очередь архитектура — искусство экспериментальное. Новые материалы и технологии интересуют самых неординарных застройщиков — тех, кто мечтает сочинить собственную неповторимую «музыку в камне».
Парадоксы всегда помогали людям лучше понять окружающий мир и самих себя. Не в этом ли причина популярности авангардных построек среди наиболее прогрессивной части населения всего света?.. А вокруг домов, выдержанных в этом уникальном стиле, непременно разбивают сады — столь же необычные и подчёркивающие индивидуальность хозяев. Авангард в домостроении — понятие достаточно неопределённое, поскольку каждый из приверженцев этого стиля вкладывает в него что-то своё, пользуясь той самой свободой, которая заключена в самом понятии передовой архитектуры. Для России вообще всё, что не классика, — авангард. Чаще всего это распластанные над землёй строения или здания в два этажа, по непременно необычного облика, с нестандартной отделкой фасада, может быть, с необычными окнами и т.д. При этом основным материалом для таких построек чаще всего является монолитная конструкция.
«Блики, отбрасываемые домом на сад», могут быть самыми разнообразными: авангардная скульптура, выполненная из тех же материалов, что и основное здание; цветовые решения, прозрачно указывающие на родство дома и сада, или же сама динамика ландшафта — основная концепция, неизменно отражающая логическую связь между архитектурой и ландшафтным дизайном.
Концепция пространственных решений в саду
Концепция — едва ли не главное в авангардном саду. Если классическим садовым композициям можно простить многое за виртуозность выполнения и банальную аккуратность, то авангардному саду непременно нужна идея. Она является основным стержнем, на который потом будут нанизаны все штрихи оформления — от пропорции между площадью газонов и клумб до подбора растительности и акцентов, среди которых на первом месте скульптура.
Не стоит думать, что индивидуальная концепция — это нечто, трудно воплощаемое в жизнь или бессмысленно- кричащее. Решения, несущие некую идею, могут быть удивительно простыми. Например, композиция с ромашками из проволоки чудеснейшее, гениальное изобретение; ход, которому трудно найти аналога в современном садовом искусстве. Особенно интересна эта находка дизайнера, если рассматривать её в динамике. Собственно говоря, какой-либо функциональной нагрузки эти стилизованные цветы не несут они не защитят от дождя и не спасут от знойного солнца. Но ощущение уюта, исходящее от них, стоит того, чтобы потратиться на сооружение подобной композиции. Такие ромашки уместны в любом уголке сада: несмотря на то, что прежде всего они создают именно атмосферу «отдыха и расслабления», их можно разместить не только в зоне отдыха, но и в парадной части садового ансамбля, а также рядом с гаражом или па «подступах» к нему — там, где зелёные растения чувствуют себя не особенно комфортно. Огромное удовольствие доставят такие «искусственные цветы» детям, хотя именно малыши и могут их полностью уничтожить.
Решения, несущие некую идею, могут быть удивительно простыми. Например, композиция с ромашками из проволоки. Такие ромашки уместны в любом уголке сада: их можно разместить не только в зоне отдыха, но и в парадной части участка, а также рядом с гаражом или на «подступах» к нему — там, где зелёные растения чувствуют себя не особенно комфортно.
Геометричность — приём практически беспроигрышный. Сочетание исключительно правильных геометрических форм — шара, квадрата, прямоугольника, круга, треугольника или ромба — в оформлении площадки для отдыха, пространства вокруг прогулочных дорожек или территории возле водоёма всегда даёт желаемый результат. Важно лишь правильно выбрать пропорции, в которых в этом случае будут представлены газон, клумбы и мощение, а также не ошибиться с цветовым решением, особенно когда речь идёт о камне или плитке для мощения. В последнее время для «авангарда» характерно использование белого, бежевого и серого цветов, которые в сочетании с зеленью растений выглядят самым выигрышным образом. Отступление от этого основного направления оправдано лишь в том случае, если вся садовая композиция основывается на буйстве цвета. Тогда и растения могут выделяться своей пестротой, и плитку для мощения можно использовать нестандартную, а исключительно ярких окрасок. Подкрепив всё это радужными и необычными скульптурными композициями, можно создать сад-«ярмарку», что также не противоречит идеям авангардизма.
Скульптура и водоток
Скульптурные изображения — один из ключевых инструментов художника, создающего сад в авангардном стиле. Даже если весь участок будут занимать один лишь газон и сеть дорожек, пересекающих его, правильно подобранная авангардная скульптура сможет сделать дизайн приусадебного участка необыкновенно прогрессивным и полностою соответствующим выбранной стилистике.
В авангардном саду актуальна геопластика. Особенно хороши гряды искусственных холмов, за каждым из которых может скрываться некий сюрприз — искусно подобранная композиция из необычных растений, например, злаков или папоротников; скульптура или садовое кресло, а может быть, и один из вариантов водоёма — фонтан, водопад или декоративный бассейн.
Садовая скульптура может быть выполнена из металла, камня, дерева, пластика, стекла, композитных материалов. Особенно удачны скульптурные изображения, сочетающие в себе стекло или прозрачный пластик (материалы, символизирующие прогресс) и воду, которая придаёт динамичность любой композиции — авангардные решения должны быть подчёркнуто динамичными, устремлёнными вперёд, в будущее… Самый простой вариант — стеклянный или зеркальный шар, одновременно являющийся фонтаном. Нехитрое сооружение, которое, тем не менее, вполне соответствует стилю и сегодня имеется в продаже практически в каждом садовом бутике.
Отдельное слово следует сказать о ламинарных водопадах — они хороши в любом уголке сада уже хотя бы потому, что плоская стена, по которой стекает вода, как бы изолирует сидящего рядом с водотоком человека от окружающего мира, создавая атмосферу созерцательности и приятной интимности.
Скульптура или малые архитектурные формы, выполненные из грунта с высеянными поверх травами, злаками или мхами могут иметь как классический облик, так и самый авангардный. Из дернины можно создавать скамьи, стены гротов или скульптуры. Вода в этом случае должна протекать рядом, обеспечивая необходимую влажность, но не размывая грунт.
Композитные материалы белого цвета — ещё одна бесценная находка для авангардного сада. Им можно придавать любые формы, но даже незамысловатые квадратные арки, расставленные при входе в парадную зону или отделяющие патио от прочего пространства, выглядят крайне эффектно.
Стены прозрачные и непрозрачные
Очень характерны для садов прогрессивного формата различные стенки-перегородки, позволяющие разделить пространство сада на участки, тем самым сделав его более уютным. Именно перегородкам часто удаётся стать связующим звеном между архитектурным решением главного здания и садом — как за счёт форм, так и благодаря общности строительных материалов.
Приёмы зонирования пространства почти так же стары, как и само декоративное садоводство. Стоит вспомнить, например, «зелёные комнаты» и лабиринты в классических садах регулярного стиля. Авангардное искусство использует тс же классические приёмы — например, при некоторых решениях, зонирующим элементом становится обычная стриженая изгородь. Однако само размещение таких живых зелёных оград — со своим индивидуальным ритмом, не подходящим под привычные стандарты, будет выгодно отличать авангардный сад от классического и создаст радостное настроение.
Обработка поверхности земли — одно из самых эффективных средств ландшафтного дизайна. Современное мощение дорожек и площадок, помимо своей функциональности может носить и информационный характер. Комбинируя в дорожном покрытии камни мощения различных форм и цветов, можно обозначать направления движения, входные зоны и места для отдыха.
Однако гораздо чаще сад делят на обособленные уголки с помощью инертных материалов — например, стекла и прозрачного пластика. Стена, сделанная из двух слоев прозрачного материала, внутри может иметь наполнитель — для этих целей часто используют песок различных цветов, насыпая его послойно и выстраивая, таким образом, определённый рисунок. А однослойная перегородка из стекла или пластика должна быть окрашена или иметь гравировку, чтобы не выглядеть абсолютно прозрачной. Часто к таким вариантам садовых стен прибегают, когда хотят привлечь внимание к обширному остеклению основного здания.
Садовая стена из пенобетона или любого другого бетона может быть оштукатурена так же, как стена дома; обшита сайдингом или декорирована искусственным камнем. При этом важно как сохранить связь между домом и садом, так и выдержать стиль. Отступить от правил желательно ровно настолько, чтобы сразу стало понятно, что это — не банальное решение, оставшись, однако, в рамках хорошего вкуса и логичного построения пространства.
Габион — ещё один формат перегородок, невероятно уместный для прогрессивных пространственных решений. Сетка из проволоки, наполненная камнями, а иногда, если того требует концепция, и другими элементами — например, довольно крупными ржавыми деталями может быть самых разных размеров. В авангардном саду будет отлично смотреться как подпорная стойка стандартной высоты, которую при наличии, например, деревянной поверхности можно использовать в качестве скамьи, так и тонкие, выше 2 м, зонирующие стены, роль которых заключается сугубо в разграничении пространства.
По материалу, духу и цветовому решению стенкам-перегородкам должен соответствовать и забор — эта вечная проблема российских усадеб. Если его сооружение неизбежно, а высота внушает уважение, то постарайтесь сделать его хотя бы приятным для взора.
Если вам рядом со стильным домом непременно захочется разбить плодовый сад, заложите его в модулях. Модули могут располагаться в разных уровнях и заполняться деревьями одного вида. Оригинальность композиции придаст отсыпка инертными материалами и персональная подсветка каждого дерева, пока ваши деревья не подросли, «уроните» с их хрупких крон огромные яркие, очень похожие на настоящие, яблоки.
Подбор растений для сада
Если хозяева сада любители цвета, то им можно порекомендовать подчинить цветовое решение пространства определённой идее. Например, концепции, при которой все краски сада будут соответствовать цветовой гамме любимого художника (о садах Моне слышали, пожалуй, все). Можно постараться и вырастить живую цветочную картину, хотя трудоёмкость этого мероприятия не всегда оправдана.
Авангардный сад допускает некоторое вторжение в природу, её легкую корректировку. Например, ствол старого дерева можно окрасить, придав ему необычный оттенок — разумеется, при условии, что выбранная краска безвредна для растения.
Чем необычнее, чем неординарнее будут растения в концептуальном саду — тем интереснее! Если лиственница, то плакучая. Если ель, то, непременно, Инверса. Сосна, рябина — Фастигиата. Береза — краснолистная; лещина — Конкорта.
Внимание к деталям
Очень аккуратно нужно подбирать и различные декоративные элементы для сада — в частности светильники. Их облик должен быть лаконичным; если это болларды, то они могут быть выполнены только в виде простых столбиков. Хороши встраиваемые в полотно дорожек точечные источники света. Фонари следует выбирать те, что работают по принципу отражённого света среди них почти все имеют подходящий под определение «авангарда» облик и, кроме того, они гораздо удобнее и комфортнее, чем классические «пушкинские» фонари.
В авангардных садах принято применять нестандартное мощение для дорожек. Это и понятно — газон плюс необычное оформление садовых тропинок и пара скульптур уже сами по себе являются вполне успешной формулой подобного сада. Однако здесь важно не перестараться и, «загоревшись» художественной идеей, не забыть, что основное предназначение дорожек всё же функциональное. То есть, утилитарные качества и удобство сети тропинок, равно как и малых архитектурных форм, не следует приносить в жертву концептуальности даже в таком необычном саду.