Новейшие сказания о керамической плитке
Фактура солнечно-яркой плитки серии Kora (TUBADZIN, Польша) напоминает кору дерева. Ана бордюре изображены дубовые листики Коллекция Kithar от ENGERS (Германия) Вновь наметившаяся тенденция наносить на плитку фотореалистичные изображения цветов уже реализована в польской коллекции Stoneczniki от OPOCZNO Многократно повторенный барельеф иллюстрирует «максимальный подход к минимализму». Bravo от VIVES (Испания)
В коллекции Yin-Yang (MARAZZI) представлены и африканские, и японские этнические мотивы Голубой бордюр подчеркивает волнистую поверхность плитки Graphic от ATLAS CONCORDE (Италия) Новинки Мюнхенской выставки от STEULER (Германия), коллекции Wings и Flow. Их объединяет общая идея- плитка-трансформер, которая может менять очертания «Тургеневские дали» от «КЕРАМА»- это коллекция, созданная итальянскими промышленными дизайнерами по русским мотивам В ванной, облицованной плиткой Filosofi от GARDENIA ORCHIDEA, уютно почувствовал бы себя и Пифагор Тонкие прожилки полированного камня как будто просвечивают сквозь керамическую плитку I marmi от IMPRONTA Орнаментальный бордюр колониальной по духу коллекции MayaNavas от APARICI (Испания) выглядит очень современно в контексте современного интерьера Яркая расцветка и стойкость к внешним воздействиям делают эту плитку незаменимой при отделке комнаты для игр. City-Kubik от PERONDA Графичный бордюр («зебра») художественно объединяет белую и черную тоновую плитку. Серия Transparenze от IRISДробный рисунок бордюра подчеркивает сходство плитки с натуральным камнем. Caracas от MARCA CORONA (Италия) Вертикальный бордюр зрительно увеличивает высоту помещения. Griffe Pergamo от SANT’AGOSTINO Попробуй расстегни! Фактура плитки Сuir Tabaco от DIAGO (Испания) неотличима от выделанной кожи Сегодня у многих производителей популярны прорези в плитке, в которые можно вставлять различные декоративные элементы. METROPOL
Мы поведем речь о новейшей истории древнейшего облицовочного материала- керамической плитке. Расскажем о производителях, критериях качества, сортности, дизайне и цене. Иразвенчаем несколько мифов или, если угодно, стереотипов, которые не дают покоя покупателям и продавцам
Сказ о рынке
Российский рынок керамической плитки начал последовательно формироваться в 1996-1997 годах. Тогда покупатели могли классифицировать плитку только как отечественную, итальянскую, испанскую или чешскую, не вдаваясь в подробности дизайна, качества и цены. Продавцам было достаточно привезти продукцию в аккуратной упаковке со штампом «Made in Italy», и успех продаж обеспечивался. Сегодня другое дело: появился покупатель грамотный и разборчивый.
Согласно таможенной статистике и данным Госкомстата по итогам 2002года, доля отечественных комбинатов на российском рынке облицовочной плитки- 66%, белорусского ОАО «КЕРАМИН»- 14%, а остальные 20% делят между собой коллеги из дальнего зарубежья. Разместим последних в порядке убывания: 29,2% импорта идет из Испании, 25,4%- из Италии, 13,7%- из Польши. На долю Китая, Словакии, Турции приходится по 5% и, наконец, на Литву, Германию и Чехию- менее2%. Такие страны, как Франция, Великобритания, Иран и др., не переступают однопроцентного рубежа, поэтому их объединяют: все вместе- 5,5% от доли импорта.
Италия, законодатель моды на плитку последние 100лет, комплектует оборудованием 95% всех мировых производителей этого продукта. Более 350фабрик и десятки дизайнерских мастерских работают на весь мир в местности под названием Modena. Каждый год в начале октября они соревнуются на крупнейшей итальянской международной выставке CERSAIE в Болонье. Новинки с нее попадают на прилавки российских салонов и магазинов к февралю-апрелю следующего года. Как в сфере готовой одежды вы не будете помнить фирму пиджака, купленного на распродаже, но не забудете раскрученные марки VERSACE, PIERE CARDIN, KILLER LOOP, так и покупатель плитки редко различает названия многочисленных итальянских фабрик, но свято чтит избранные: COOPERATIVA CERAMICA DI IMOLA, MARAZZI, ATLAS CONCORDE, IRIS, IMPRONTA, ARIANA, MARINER, FAB, GARDENIA ORCHIDEA, BARDELLI, TAGINA, ASCOT, SANT’AGOSTINO, MAGICA, MARCA CORONA, CEDIR, RICCHETTI, CAMPANI и др.
Испания- второй в мире по объему производитель плитки- стартовала вслед за Италией 50-60 лет назад и успешно нагоняет ее на итальянских технологиях и оборудовании. Все очень похоже: 350фабрик, расположенных в местности Castellon, представляют свои достижения на испанской международной выставке CEVISAMA, проходящей в Валенсии в конце февраля- начале марта. ВРоссию облицовочную плитку поставляют несколько десятков фабрик. Среди них APARICI, VIVES, METROPOL, DIAGO, TAU, VENUS, PERONDA, NAVARTI и др.
Отечественный производитель чувствовал себя хорошо с момента дефолта 1998года, когда ушел в отрыв от импортеров. Но в последние два года, вслед за изменением пристрастий покупателей, ему пришлось модернизировать производство, устанавливать импортное (восновном итальянское) оборудование, использовать итальянские красители, оснастку, сетки и даже привлекать итальянских технологов. Вкачестве примера приведем «СОКОЛ» (г.Дедовск, Московская область), «ВЕЛОР» (торговая марка «Керама», Орловская область), Экспериментальный керамический завод в Подрезкове и «ЛИРА КЕРАМИКА» (Подмосковье). Более того, на ОАО «СТРОЙФАРФОР» (г.Шахты, Ростовская область) с 2001года запущены три итальянские линии. Недавно ООО «БАШКЕРАМА» (наоснове Октябрьского завода керамической плитки) и ОАО «НЕФРИТ-КЕРАМИКА» (набазе плиточного производства №4 Ленинградского завода керамических изделий) заключили контракты на поставки линий по производству облицовочной плитки. «Так держать, товарищи!!!» Однако не стоит недооценивать импортеров, которые достигли в 2002году преддефолтного объема поставок.
Основным конкурентом в нише продукции обновленных российских предприятий является плитка из Восточной Европы, Польши и Чехии. Поляки пять лет назад успешно прошли стадию модернизации производства и теперь активно продают плитку на нашем рынке по розничным ценам ниже центрально-европейских ($10-15 за 1м2 фоновой плитки). Унас известны пять польских фабрик: OPOCZNO и TUBADZIN, следом идут CERAMIKA-KONSKIE, PARADYZ и POLCOLORIT.
Главными препятствиями на пути широкого распространения в России немецкой (VILLEROYBOCH, HOBA STEEL, STEULER, ENGERS и др.) и английской плитки (JOHNSON) являются высокая розничная цена (порядка $35 за 1м2) и стереотипы поставщиков и покупателей. Французская плитка в лице фабрики CERABATI, входящей в состав GRUPPO MARAZZI (сгодовым оборотом в 2002году 760млневро), начала свое шествие по России только в 2002году и позиционирует себя в розничной ценовой нише $20-25 за 1м2. Несмотря на хорошее качество, приличный дизайн, внушительные объемы производства и популярность турецкой плитки в Германии, в связи с предвзятым отношением российских покупателей к турецким товарам эта продукция не получила широкого распространения у нас. На востоке России давно появилась китайская плитка, теперь она постепенно проникает на запад. Эта продукция характеризуется высоким качеством (технологи-то- итальянцы), низкой розничной ценой (даже при высоких транспортных расходах стоит она порядка $10 за 1м2 «фона») и разнообразием интересных по дизайну коллекций. Вевропейской части ее пока не встретишь, однако есть тенденция к увеличению поставок в связи с модой на все восточное.
Сказ о качестве
Во-первых, керамическую облицовочную плитку для внутренних стен нельзя сравнивать с плиткой для пола и тем более керамогранитом. Согласно европейским стандартам ENISO и ГОСТ 27180-2001 «Плитка керамическая. Методы испытаний», она выделена в особый класс, кроме того, совсем недавно российский ГОСТ был приведен в соответствие с европейскими нормами. По требованиям ГОСТа и EN керамическая облицовочная плитка для стен проходит испытания на точность геометрических параметров, водопоглощение и стойкость глазури к царапанью, но не тестируется на износо- и морозостойкость (вотличие от напольных и уличных «собратьев»).
Требования EN ISO к техническим характеристикам керамической облицовочной плитки
Техническая характеристика | Стандарт CEN и ГОСТ | Допустимые отклонения |
---|---|---|
Длина и ширина | EN98 | Максимум0,8% |
Толщина | EN 98 | Максимум 8% |
Прямолинейность | EN 98 | Максимум 0,8% |
Площадь | EN 98 | Максимум 0,6% (ГОСТ не определяет) |
Водопоглощение | EN 99 | Менее 16% (менее24% для карбонатной массы и полиминеральной глины) |
Прочность на изгиб | EN 100 | Больше 15МПа |
Стойкость к истиранию | EN 101 | Больше 6баллов по шкале Мооса |
Проверку качества облицовочной керамической плитки осуществляют на основании целого ряда параметров. Отклонения по длине и ширине, не превышающие 0,5%, соответствуют плитке высшего класса. Кнему же относится плитка с отклонением углов от прямых не более чем на 0,3%. Линейные размеры ответственны за аккуратность кладки, прямолинейность и равномерность толщины межплиточных швов. Ровность поверхности, покрытой плиткой, во многом обусловлено качеством каждого отдельного элемента. Изделия, обладающие даже незначительной выпуклостью срединной части или краев, образуют неравномерно бликующую плоскость. Кроме линейных показателей, важную роль в оценке качества плитки играет ее физико-химическая устойчивость. Со временем материал может деформироваться, что свидетельствует о его низком качестве. Другое нежелательное свойство керамики- способность поглощать воду. Наиболее часто кафельная плитка используется во влажных помещениях, и та, что достаточно активно абсорбирует влагу, может изменять свои линейные размеры, разрушать связующий материал, а потом и выпадать. Стандарт требует, чтобы увеличение размеров испытываемого образца при насыщении влагой не превышало 0,1%. Помимо этого плитка проверяется на термическое воздействие и сопротивляемость агрессивным жидкостям, таким как гидрохлорная кислота, калиевая щелочь, бытовая химия.
Слой глазури на плитке проверяется на стойкость к царапинам стержнями из минералов, твердость которых известна. Качество определяют в соответствии со шкалой Мооса (она включает 10классов- отталька до алмаза). Минимальные требования к поверхностной устойчивости глазурованной плитки- Mohs6, что соответствует полевому шпату.
Во-вторых, миф о том, что к нам возят из-за рубежа второй и третий сорт, совершенно лишен оснований. Сортность продукции определяется по эстетическим и функциональным критериям. Согласно эстетическим критериям, в соответствии со стандартом ЕN98, поверхность плитки должна выглядеть цельной. Для первого сорта допустимо присутствие в партии 5% плитки с дефектами. Согласно функциональным критериям- аэто точность размеров, стойкость к химическому воздействию, истиранию и др.,- параметры, указанные в стандарте на данную плитку, должны находиться в пределах, указанных в приведенной выше таблице. Второй сорт допускает небольшие отклонения функциональных параметров плитки от допустимых значений в четвертой части партии. Под третьим сортом понимают всю ту плитку, которая не вошла в первый и второй сорт.
Каждый производитель сам определяет сортность своей продукции. Крупные поставщики вообще не сталкиваются с понятием сортности, потому что в прайс-листах заводов указывается продукция только первого сорта. Помимо этого продукции второго сорта выходит, как правило, не более 10%. Предсказать сортность партий заранее невозможно, поскольку брак- явление случайное. Поэтому заводы не могут гарантировать постоянного наличия плитки второго сорта, что никогда не устроит серьезного поставщика. Восновном второй сорт идет на строительство крупных объектов, государственных учреждений, вокзалов, где подрядчик берет на себя проблемы по облицовке, связанные с разбросом размеров. Иногда небольшие партии второго сорта все-таки попадают и к маленьким фирмам, которые торгуют малыми объемами. Однако уменьшенная на 20-30% отпускная цена завода на плитку второго сорта не так велика по сравнению со сложностями, которые могут возникнуть при реализации этого товара. Витоге розничная стоимость продукции второго сорта оказывается ниже стоимости первого всего на 5-10%. Маркировка, упаковка и внешний вид плитки второго сорта отличаются от тех же параметров первосортной плитки, и специалист всегда определит сортность. Однако есть ли среди ваших друзей подобный специалист, который уличит недобросовестного продавца и восстановит справедливость?..
В-третьих, в Европе давно решена проблема качества плитки как таковая. Имея финансовые ресурсы, достаточно просто купить итальянскую линию и расходные материалы, нанять технолога. ВРоссии проблема качества решается постепенно, по мере выхода из строя оборудования первой волны, закупленного в ГДР (это прессы и глазуровочные линии). Как говорилось выше, его заменяет новое (хотя, возможно, и не совсем новое- существует вторичный рынок) итальянское оборудование. Ключевыми моментами в производстве плитки при наличии современной линии являются точное соблюдение технологии на всех стадиях и система контроля качества. Поэтому в продукции керамического завода, на котором работают итальянские технологи и где система контроля сертифицирована по международным стандартам ISO9001 или ISO9002, можно не сомневаться. Но все это дорого, и пока в России нет ни одного подобного предприятия, хотя на некоторых сегодня работают команды технологов из Италии (дляпримера назовем фабрики «ЛИРА КЕРАМИКА», «ВЕЛОР»). Будем надеяться, что в ближайшем будущем достойной заменой станут российские «спецы», прошедшие солидную стажировку за рубежом.
Сказ о дизайне
Технические параметры плитки стандартизованы и определяют лишь половину ее стоимости. Вторая половина- качество дизайна- параметр субъективный. Однако именно он формирует успех продаж той или иной коллекции (серии), потому что в итоге плитка выбирается исходя из индивидуальных пристрастий. Апродается и покупается этот товар именно коллекциями (сериями), которые определяют интерьер облицованного помещения (небелый же санфаянс). Всостав каждой коллекции входят фоновая плитка, покрывающая 80% площади стен, и декоративные элементы. Вдекоре объединяются все виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура, прикладные ремесла.
Различают классические и современные коллекции керамической плитки для стен помещений.
Историческая классика. Классическая коллекция формируется у всех производителей одинаково. Это, как правило, два тона фоновой плитки с прожилками (имитация определенного камня). Заметим, что более темный тон, как правило, располагают по низу стены, более светлый- сверху. Плюс к тому- декоративные вставки в виде плиток с рисунком, разделяющий бордюр с орнаментом и различные тонкие планки, фризы, плинтусы. Дизайн основан на национальных особенностях искусства страны-производителя.
В итальянских коллекциях в том или ином виде присутствует тема античности (рустикальные эффекты, мраморные поверхности, объемный растительный орнамент бордюра). Цветовая гамма спокойна и элегантна. Уитальянцев в России доминируют бежевый, коричневатый, светло-терракотовый, светло-голубой тона. Причем классика есть в ассортименте почти всех итальянских производителей. Наиболее широкий выбор предлагают ARIANA, MARAZZI, TAGINA, MARCA CORONA, IRIS, GARDENIA ORСHIDEA и др. Ваш санузел превратится в античный храм, если вы приобретете коллекции с декором ручной работы TAGINA, или в покои мыслителя, если предпочтете плитку из серии Filosofi от GARDENIA ORСHIDEA. Однако это потребует серьезных вложений- от $1000 до $5000 за облицовку ванной комнаты размером 20м2. Менее дотошные интерпретации предложены в коллекции Domus от ARIANA ($22 за 1м2 «фона»). Здесь плитка не имитирует природный камень, и ее стоимость позволяет сэкономить деньги на сантехнику. Вообще выбор классических коллекций очень широк (поцене и внешнему виду). Ктому же, легендарная итальянская классика- самый ходовой товар, поэтому ее делают все кому не лень, в том числе в Испании, Польше и России.
У испанцев больше блестящей плитки с использованием ярких красителей, золота, металлизации. Рисунок бордюра, насыщенность тонов фоновой плитки коллекций MayaNavas от APARICI ($24), Jazz и Enea от DIAGO ($20), Colonial от VIVES ($20) переносят нас в пору колониальных завоеваний. Средневековый орнамент главенствует в серии Paloma фабрики TAU, а в коллекции Toscana от PERONDA прочитываются средиземноморские мотивы. Словом, в многообразии декора плитки можно проследить всю эволюцию испанского классического искусства.
В серии Menthon Hollins от JOHNSON (Великобритания) реализован викторианский стиль. Англичане не скупятся на насыщенные краски и элегантный дизайн. Есть на нашем рынке и плитка с древнерусским декором. Например, по мотивам русского храмового зодчества создана коллекция «Золотое кольцо» торговой марки «Керама». Здесь присутствуют узоры, которыми украшали стены соборов XVI-XVII веков.
В традиционной исторической классике стоимостью более $15 за 1м2 фоновой плитки господствуют имитации фактур природных материалов, преимущественно камня. Причем многие «продвинутые» фабрики предлагают коллекции нарочито щербатой плитки с неровными краями и фасками, сделанными так, чтобы при затирке шов получался максимально неровным. При этом черновая сторона идеальна по качеству, эффект создается лишь за счет видимой части. Этот натурализм под старину по рекомендации производителя усиливается толстыми швами (до1см) и неровной кладкой. Ичем более неоднородна, криволинейна и состарена плитка, чем ближе она к оригиналу (камню), тем дороже. То же с коллекциями, максимально приближенными по виду к полированному мрамору с его красивейшим рисунком прожилок (как в Imarmidi от IMPRONTA, Испания). Стоит 1м2 такого материала около $35.
Современные коллекции. Их внешний вид полностью подчинен мысли дизайнера, и пределов для фантазии здесь нет. Разнообразие декоров сравнимо разве что с числом картин в Третьяковской галерее или Эрмитаже. Кроме того, современные технологии позволяют получать рисунки фотографического качества.
Неоклассика строится по тем же канонам, что историческая классика: та же фоновая плитка, те же бордюры. Но общий вид отличается кардинально, как живопись концаXIX-начала XXвека от античных фресок. Растительный орнамент преображается в схематичные изображения цветов (Mirado от CERABATI, Франция ($22); Moderno от «ЛИРА КЕРАМИКА» ($10), «Радуга» от «СОКОЛ» ($10), «Эльдорадо» от «КЕРАМА» ($10), все- Россия). Скупой средневековый декор превращается в геометрические узоры, скорее напоминающие синусоиды, гистограммы (Matisse от TAU- $20), цветные прямоугольнички (Riflessi sul mare от FAP- $35 за 1м2). При оформлении такой плитки используются абсолютно все живописные приемы, зачастую дополненные изощренной фактурой поверхности. Она может имитировать легкую рябь на воде (Graghic от ATLAS CONCORDE- $29), быть шероховатой (Habana от APARICI- $21) или гладкой на ощупь, похожей на кору дерева (Kora от TUBADZIN- $15) или «пупырчатой» (Sity-Kubik от PERONDA- $22).
Стиль high tech демонстрирует минималистичный и постмодернистский подход к дизайну плитки, который выражается в чистых тонах фона и абстрактном, лаконичном, зачастую однотонном орнаменте. Скромные «нордические» цветочки и травка распускаются на плитке Lilly немецких дизайнеров из STEULER. Во многих коллекциях появляется вертикальный бордюр, способный зрительно увеличить высоту помещения (например, в коллекции Griffe Pergamo от SANT’AGOSTINO- $35 за 1м2). Широко используется металлизация. Чаще, чем в неоклассике, придается различная фактура поверхности. Заметим, что в отсутствие ярких цветовых орнаментов фактура и объем играют весьма значительную роль (Bravo от VIVES- $22, Cuir Tabaco от DIAGO- $22).
Использование разноформатной однотонной плитки (вколлекции Marocco от BARDELLI) помогает зрительно увеличить пространство. Для этой же цели можно использовать так называемую архитектурную (дизайнерскую) плитку. Это простая фоновая плитка разных цветов и размеров (1010, 1515, 2020см). Она позволяет дизайнеру интерьера выложить любой укрупненный орнамент.
Этнический стиль набирает силу с каждой новой выставкой. Африканская тема по-новому смотрится в суперсовременном контексте коллекции Transparenze от IRIS. Декоративные элементы серии Katanga от STEULER ($22) выполнены по мотивам тотемных масок и традиционных орнаментов африканских племен. Простые геометрические формы и четкие цветовые контрасты рождают ощущение ритма и безудержной энергетики дикой природы.
Название коллекции Savanna (фирма CERABATI) говорит само за себя. Словно стада маленьких жирафов, пасшихся на декоративной плитке, прислонились к бордюру и оставили дробный пятнистый рисунок шкур. Авот под вселенским символом «Инь-Янь» скрылись противоречивые минималистичные интерпретации японского и африканского этносов (серия Yin-Yang от MARAZZI).
Тенденции и новинки. Сегодня становятся популярными большие форматы: 3040, 3060см. Покупатель словно пытается забыть, что 15-20 лет назад вся плитка имела размеры 1010 и 1515см. Причем пропорции стремятся к соотношению длины к ширине 3:1.
В 2001 году на итальянской выставке CERSAIE некоторыми фабриками анонсировались коллекции псевдомозаики. Она представляла собой керамическую плитку размером 2020см с псевдоделением на квадратики со стороной 1 или 2см. Для усиления имитации мозаики каждый элемент делали несколько отличным от других по цвету. Ивот в октябре 2002года почти все фирмы стали выпускать псевдомозаику в качестве фона или декора. Объясняется это просто: сегодня очень популярна мозаика, что, конечно, не могли не использовать производители традиционной плитки. Вподобных коллекциях, помимо плоских фоновых плиток, имеются и раскладки вертикальных столбцов на гибкой подложке, чтобы можно было облицовывать фигурные поверхности. Вкачестве полноценных раскладок (так называется цветовая гамма, выложенная настоящей мозаикой) у нас представлены Star light от TAGINA- $60 (Италия), Egeo от Peronda- $22 (Италия) и др. Некоторые производители предлагают мозаичный декор (например, коллекция Renova от FAP).
В 2002 году в сериях Soleado от IMPRONTA (Италия), Perle от ARIANA (Испания), CERAMICA BARDELLI (Италия) и у многих других фабрик появилась плитка, которой пророчат мировой успех. На ее поверхность методом шелкографии нанесены фотографические изображения цветов и даже репродукции картин. Предположим, что успех будет развит и в 2003году в коллекциях всех производителей появятся фотографии людей или репродукции шедевров на плитке.
Буквально полтора месяца назад, в январе 2003года, на выставке в Мюнхене были представлены две коллекции, которые объединили в себе два направления развития дизайна плитки. Первое направление уже находило воплощение в некоторых коллекциях- это прорези или надрезы, произведенные гидрофрезой. Примером воплощения этого метода может стать плитка фабрики METROPOL (Испания), где в фоновой плитке имеются проемы, куда можно вставлять различные декоративные элементы. Вколлекциях Wings и Flow от STEULER это несквозные волнистые надрезы по краям фоновой плитки. Отломив край, можно сформировать синусоидальный шов, который существенно отличается от традиционной прямоугольной сетки. Второе направление реализовано в феерическом светящемся бордюре, повторяющем контур прорезей в плитке. Подсветка осуществляется с помощью светодиодов, внедренных в толщу прозрачного материала. Четыре метра последовательно подсоединенных элементов бордюра подключаются к одному адаптеру сетевого напряжения.
Российский промышленный дизайн пока находится в зачаточном состоянии. Если стандартная импортная коллекция предполагает выбор из 4-5 цветовых оттенков, то отечественные производители еле-еле осиливают3. Основная задача отечественного «плитпрома» на сегодня- это разработка грамотного дизайна, позволяющего повысить цены, а вслед за этим добиться рентабельности производства и дальнейшего развития отрасли. Выход может быть найден в попытках вырастить своих дизайнеров, как это делают в «CОКОЛ», или в привлечении итальянских профессионалов, как поступают в «ЛИРА КЕРАМИКА» и «ВЕЛОР» (торговая марка «Керама»). Ито и другое уже приносит свои плоды, так что потребителю не придется ждать десятилетия.
Сказ о цене
Во-первых, представление покупателей о том, что стоимость облицовки ванной комнаты будет получена в результате простого умножения цены фоновой плитки на площадь стен, абсолютно неверно. Акак же стоимость декора, без которого ваш санузел будет похож на общественный туалет? Сучетом декора цена квадратного метра возрастет, как минимум, на 30% в случае применения российской плитки, и вдвое при использовании импортной. Это объясняется тем, что декоративная плитка в большинстве случаев стоит в 10раз дороже фоновой при расчете на 1м2. Например, декоративный элемент российского производства размером 620см ценой порядка $1,2 при расчете на 1м2 будет стоить $96. Иэто при цене «фона» $8. Для зарубежных коллекций можно выстроить такую череду отношений средних розничных цен «фон» (1м2)/бордюр (1шт.): $11/3,5; $15/5; $20/8; $35/13. Безусловно, чем больше площадь декора, тем ниже его стоимость на единицу площади и выше его цена.
Вы скажете, что прямой зависимости между ценой отдельных элементов и итоговой стоимостью поставки нет. Приведем пример: 2м2 фоновой плитки 2020см стоимостью $20 за 1м2 разделены бордюром из пяти плиток размером 520см, ценой $8. Проведя несложные подсчеты, получаем двукратное увеличение стоимости поставки в целом.
Отметим, что особая дороговизна кроется в классических и неоклассических коллекциях (наборы бордюров, декоративные вставки).
Во-вторых, существует устойчивое мнение, что изысканная классическая коллекция, произведенная на небольшом предприятии, всегда дороже массовых коллекций. Иногда это не так. Крупные зарубежные производители в основном делают «фон», а все декоративные элементы заказывают у поставщиков по кооперации, поэтому цена на эти составляющие сразу возрастает. Асредние и мелкие фабрики держат цену на декор высокой для увеличения прибыльности. Поэтому простого сравнения быть не может. Для оптимизации выбора следует рассматривать смету в общем. Например, при низкой стоимости «фона» у MARAZZI фабричный декор может быть дороже, чем декор ручной работы у TAGINA.
Структура цен на импортную керамическую плитку
Составляющая в структуре цены | Доля, % |
---|---|
Заявленная контрактная цена | 100 |
Таможенная пошлина | 15 |
Налог на добавленную стоимость (к сумме 100+15=115%) |
20 |
Транспортные расходы | 10-15 |
Итого цена с учетом транспортных расходов и таможенных платежей | 148-153 |
Оптовая наценка | 25-35 |
Оптовая цена | 175-188 |
Торговая надбавка | 10-25 |
Розничная цена | 185-213 |
Сказ о материале
Многие продавцы, расхваливая свою продукцию, упоминают белую глину, двойной обжиг, приравнивая эти факторы к показателям качества предлагаемой продукции. Попробуем разъяснить, в чем они не правы.
Плитку производят из красной массы и белой массы преимущественно методом прессования. Всостав массы входит красная или белая глина, соответственно, кварцевый песок и алюмосиликаты кальция и магния (полевые шпаты) и/или карбонаты. По названию масс становится понятно, что главное отличие должно быть в цвете утиля- керамического тела плитки. Впервом случае оно получается красновато-коричневатым, во втором- белым или светло-бежевым. Основным структурным параметром керамического утиля является пористость, которая предопределяет механическую прочность и водопоглощение изделия. Чем выше пористость, тем больше водопоглощение и меньше прочность. Качество материала плитки можно сравнивать путем оценки водопоглощения.
Обжиг плитки происходит при температуре 900-1250С в течение 40-70 мин. Именно от температуры и продолжительности обжига зависит пористость утиля плитки, а не от исходной массы или количества обжигов. Кроме того, спекается масса одновременно с глазурью (как при однократном обжиге) или отдельно (как при двукратном)- не имеет никакого значения. Это вопрос применения разных технологий для достижения одного результата. Растет только цена: больше обжигов- больше электроэнергии- дороже плитка.
Таким образом, плитки для внутренней облицовки стен на основе красной или белой массы, произведенные с применением однократного или двукратного обжига, в итоге ничем не отличаются, кроме цвета и цены, и входят в одну группу допусков BIII по ENISO. Однако белая глина (каолин) более пластична и позволяет получать большую точность размеров. Кроме того, в некоторых случаях при использовании прозрачных глазурей или неглазурованной плитки важен именно цвет основы. Месторождения каолина находятся во Франции, Великобритании и Германии, поэтому именно там белая глина чаще используется для производства керамической плитки.
В-третьих, устоявшееся мнение, что испанская плитка дешевле итальянской, обусловлено тем, что большая часть испанской плитки, поставляемой на российский рынок,- это продукция среднего уровня и классического дизайна. При ее производстве используются декоративные технологии, не требующие особых затрат. Однако если сравнивать аналогичные по дизайну и уровню товары, они будут иметь равную стоимость. Кроме того, по данным Таможенного комитета, с каждым годом разрыв между средними контрактными ценами уменьшается. По итогам 2002года он составляет 3,5%, поэтому не стоит говорить о большой ценовой разнице.
В-четвертых, на строительных рынках плитка не всегда дешевле, чем в магазине. Это верно только для отечественной продукции, которую можно закупать понемногу и напрямую. Как правило, мелкие продавцы берут импортную плитку у намного более крупных прямых поставщиков, поэтому не в состоянии перебить цену в магазинах самих дистрибьюторов. Кроме того, на рынке часто можно столкнуться с ситуацией, когда вам не смогут подобрать плитку в дополнение к недостающей или побитой.
Будем надеяться, что наш короткий рассказ поможет вам быстро сориентироваться на рынке керамической плитки и не попасть в капканы, умело расставленные на пути покупателя.
Список ведущих российских производителей керамической плитки
Название фабрики | Регион | Относительный объем производства, % |
---|---|---|
ЗАО «ВЕЛОР» | Орловская область | 17,7 |
ОАО «Волгоградский керамический завод» | Волгоградская область | 9 |
ЗАО ПКФ «Воронежский керамический завод» | Воронежская область | 7,6 |
ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» | Белгородская область | 6,6 |
ДОАО «Экспериментальный керамический завод» | Московская область | 6,8 |
ОАО «НЕФРИТ-КЕРАМИКА» | Ленинградская область | 6,1 |
ОАО «Завод керамических изделий» | Свердловская область | 6,1 |
АООТ «СОКОЛ» | Московская область | 5,7 |
ОАО «СТРОЙФАРФОР» | Ростовская область | 6,9 |
ООО «Кучинский керамико-плиточный завод» | Московская область | 4,8 |
ЗАО «КОНТАКТ» | Ленинградская область | 4,2 |
ЗАО «КВАРЦ» | Ленинградская область | 2,6 |
ЗАО «ПСКОВКИСЛОТОУПОР» | Псковская область | 2,1 |
ЗАО «ЧЕБОКСАРСКАЯ КЕРАМИКА» | Чувашская Республика | 1,2 |
ЗАО «Глебычевский керамический завод» | Ленинградская область | 1,5 |
ООО «ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО» | Московская область | 1,6 |
ОАО по производству стройматериалов «ГНЕЗДОВО» | Смоленская область | 1,5 |
ЗАО «ПИАСТРЕЛЛА» | Свердловская область | 1,7 |
ОАО «Буньковский завод керамических изделий» | Московская область | 2,3 |
ЗАО «Ангарский керамический завод» | Иркутская область | 0,9 |
ОСООО «ТОАЗ-КЕРАМИКА» | Самарская область | 0,9 |
Октябрьский завод керамической плитки и фарфоровых изделий | Республика Башкортостан | 0,6 |
ОАО «ТВЕРЬСТЕКЛО» | Тверская область | 0,8 |
ЗАО «Томский завод керамических материалов и изделий» | Томская область | 0,3 |
ЗАО «КИРОВСКИЙ СТРОЙФАРФОР» | Калужская область | 0,4 |
Липецкий завод | Липецкая область | 0 |
ООО ОП «КРАСНОЯРСКСТРОЙМАТЕРИАЛЫ» | Красноярский край | 0,1 |
ООО «МАХАЛИНСКОЕ» | Пензенская область | 0,1 |
ОАО «БЭЗ» | Московская область | 0,1 |
ИТОГО | 100 |
Благодарим за помощь при подготовке материала фирмы «СТАРИК ХОТТАБЫЧ», «ЛИРА КЕРАМИКА», «ПРЬЕМ’ЕР КЕРАМИК», «КЕРАМА», «ШИК», «ФИНТОРГ», ТД «ДЖИЕЛЬ», «СЕРВЕР». При подготовке материала использовались аналитические данные Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка «ИТКОР».
- Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№61